Про белах обезьян Юрия Мамина

 Я большая поклонница фильмов Юрия Мамина. Его картину «Не думай про белых обезьян» 2008 года многие  еще не видели, многие не поняли, а многие, как и я, от нее в восторге. Когда мне говорят, что фильм не понравился, не заинтересовал, я возражаю: а с чем Вы его сравниваете? Если с мыльными сериалами или боевичками, так это то же самое, что сравнивать классику литературы с бульварным чтивом или оперу с частушками. Этот фильм подлинное произведение киноискусства. А его режиссер как пророк в нашем кино, который  несет истину через притчи и символы, тем самым, заставляя думать. Если думать совсем не хочется, тогда можно не смотреть.

Кинорежиссер Юрий Мамин, генерал сатиры нашего кино, смелый рыцарь культуры,   -  харизматическая личность с абсолютным чувством юмора. Много раз попадала на его интервью по телевидению, оторваться невозможно. Восхищает, как всегда  светятся его глаза. Его гениальные сатирические комедии «Праздник Нептуна», «Фонтан», «Окно в Париж», «Бакенбарды» знают и любят очень многие. Вопрос в том, как их воспринимают. К сожалению, некоторые только как комедии, а сатирический аспект для них слишком тонкая материя.

Время не властно над фильмами Мамина, они всегда будут актуальными, потому что то, что он проповедует, непреходящие ценности. Напомню слова главного героя  в финале фильма «Окно в Париж»:

…вы родились в неудачное время в несчастной разоренной стране. Но это ваша страна. Неужели же вы не можете сделать её лучше, ведь многое зависит от вас. Поверьте. Но вы даже не пытались. Неужели вам все это до лампочки?..

Пронзительные слова. Четкая гражданская позиция. Слова человека, у которого болит душа за свою страну. Ему не безразличны все мы, здесь сейчас живущие.

Когда в душе творческой личности  созревает недовольство, ужас от того,  что происходит с нашим обществом, кто-то снимает чернушные фильмы, навевающие зрителям состояние депрессии и страха, Юрий Мамин пользуется методом сатиры и юмора.

Сатирическая трагикомедия «Не думай про белых обезьян»- потрясающе оригинальный  фильм. Он полон аллегории, гротеска, он, как чудесная шкатулка с множеством потайных кнопочек для открытия невидимых отделений. Фильм не для отдыха, а для раздумий. А потому повторный просмотр оставляет еще более яркое впечатление.

Простой сюжет мэтром сатиры превращен в нечто особенное, неординарное. Начнем с того, что автор не побоялся показаться старомодным, и весь сценарий фильма написан в великолепной стихотворной форме. Кроме того, в нем море прекрасной музыки. Особо восхищает то, что много музыки написано самим Маминым. Главную женскую роль играет Екатерина Ксеньева, прекрасная актриса и певица, дочь Мамина, она же исполнитель песни «Бессонница», саунд трека к фильму.

Актерский ансамбль подобран идеально, в ролях: Михаил Тарабукин, Алексей Девотченко, Виктор Смирнов. А в эпизодах даже  Сергей Юрский и Олег Басилашвили. Почему такие звезды в эпизодах? Потому что в фильме нет проходных сцен, каждый эпизод, каждая деталь очень важны.

О чем фильм? О том, как алчный молодой человек ( внешне очень похожий на всем известного олигарха Романа Абрамовича) сталкивается с тремя творческими людьми, сбежавшими из психбольницы: суицидной девицей, художником-алкоголиком и сумасшедшим гуру, и как под их влиянием меняется его восприятие мира. Он узнает о том, что есть люди равнодушные к деньгам, что любовь и секс не одно и то же, что счастье на деньги не купишь. Фильм о стремлении  человеческой души к истинному познанию мира, к творчеству.

Посыл фильма более чем актуален. Состояние культуры общества вызывает большую тревогу. Культ денег прочно укореняется. Становится все больше людей, которые  рассматривают культуру только как товар. Само по себе творчество как  человеческая потребность многим в наши дни  не понятна. Узкий кругозор у молодых очень частое явление. Одним словом: мельчают человеческие души. Чувство долга, муки совести ныне довольно многими воспринимаются как чудачество и, вполне возможно, что скоро станут раритетом.

Что касается названия фильма, у меня первоначально оно вызвало ассоциации с А.И.Куприным, цитирую из «Звезды Соломона»:

Рассказывают об одном великом алхимике, который сообщил своему ученику точный рецепт жизненного эликсира, но предупредил его, чтобы он при его изготовлении никак не смел думать о белом медведе. И вот, каждый раз, как только ученик приступал к таинственным манипуляциям, первой его мыслью всегда бывала мысль о белом медведе.

 

Я подумала, что речь идет о навязчивости ненужных мыслей. После поиска в Интернете, оказалось, что  автор фильма имел в виду притчу, в которой к Будде  явился монах с просьбой открыть ему третий глаз. Будда посоветовал  ему  одно - не думать про белых обезьян. В одном из интервью Юрий Мамин так ответил на вопрос:

http://smena.ru/news/2005/08/30/5862/

Белые обезьяны - это метафора, выражающая стремление человека управлять своими мыслями. Тот, кто умеет это делать, обладает самой высокой силой духа и разума, у большинства же людей мысли подчиняются их страстям….. Белые обезьяны - как совесть, которая не знает покоя.

Я думаю, что самым главным посылом фильма является призыв учиться думать, направлять свои мысли в нужное русло, подняться над нищетой духа, над узостью кругозора, над жалким стремлением потратить свою жизнь только на набивание карманов деньгами, стать богатым духовно.

И еще, никого не хочу обидеть, но я думаю, что картину «Не думай про белых обезьян» вполне можно считать тестом на уровень культуры человека и общества в целом.

© Copyright: Таисия Февронина, 2010
Свидетельство о публикации №21009160486

© 2009-2013. Таисия Февронина. Все права защищены. Публикация материалов сайта только с разрешения автора.

Бесплатный хостинг uCoz